МБУ ДО ЦДОД

678480, Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), Оленекский район, с. Оленек, ул. Октябрьская, 40
Поиск
Close this search box.

Проектная мастерская «Мивона»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ «Мивона».Введение.

Актуальность.

Новое экономическое развитие  Оленекского района с приходом промышленности безусловно даст толчок развитию производственного сектора экономики наряду с введением новых технологий в развитии села, сельского хозяйства, оленеводства. Сельское хозяйство, оленеводство, мелкая переработка сельскохозяйственной продукции, ведение малого бизнеса всегда будет являться одним из основных источников доходов на селе.Наряду с социальными изменениями, происходящими в развитии  улуса, нас ждут  культурно-нравственные изменения, связанные с изменением уклада жизни населения. При   недостаточности  знаний  национальной культуры, снижении духовности процесс изменения уклада, менталитета как эвенкийского народа может произойти за короткий промежуток времени. Перед образованием, обществом стоит важная задача  формирования выпускника, имеющего твердого намерения найти себя в жизни, быть конкурентноспособным, быстро адаптирующимся к меняющимся условиям, имеющим навыки составления бизнес-проектов, планов, умеющим претворять в жизнь свои идеи. Наш выпускник не должен  стремиться к неизведанным далям, а обустраивать свою жизнь и свой бизнес в своем наслеге, селе, районе. Через задачиСтратегии СЭР МР ОЭНР до 2032г., Комплексной программы развития Арктической зоны РС(Я) необходимо создать практико-ориентированную образовательную среду – социально значимых проектов, способствующую воспитать, «взращивать» выпускника, в дальнейшем  реализующего свои практические предпринимательские способности в социуме, стать хозяином своей земли. Поэтому необходимо формирование у учащихся навыков проектной, исследовательской и творческой деятельности, публичного выступления, презентации своих достигнутых результатов.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Проектная мастерская «Мивона» естественно-научной направленности разработана в рамках реализации Национального проекта «Образование», Федерального проекта «Успех каждого ребенка», проекта «Школа возможностей», Программы развития системы образования вОленекском районе на 2019-2022гг., Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в государственных бюджетных образовательных учреждениях, в поддержку профориентационной работы с детьми и молодежью в целях профессионального самоопределения экологического просвещения.

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мивона» — является авторской по степени участия автора в разработке, составленная на основе программы для внешкольных учреждений и образовательных школ с учётом личного опыта и наблюдений педагога. Возрастной диапазон освоения данной программы – 7-18 лет. ОП «МИВОНА» как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОСможет быть рекомендована для  проведения  учебно-исследовательских работ обучающихся  под руководством педагогов дополнительного образования, учителей,  методистов дополнительного образования естественнонаучной и туристско-краеведческой направленностей.

Отличительной особенностью программы  «Мивона» является использование дистанционной формы обучения исследовательской деятельности на основе регионального краеведения.Необходимость использования дистанционной формы обучения и разработки данной программы возникла в связи с отсутствием других дистанционных образовательных программ в период пандемии и каникул.

Вид программы: авторская, экспериментальная.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарной  мыслящей личности, в развитии самобытности каждого воспитуемого, его творческой самореализации и саморазвитии.

Исходя из выше перечисленного, для учащихсябыла разработана программа проектной мастерской «Мивона», которая направлена на получение обучающимися представлений о различных видах проектов и практических навыков работы с различными источниками и ресурсами,  видами инструментов и материалов.Программа реализуется в исследовательской группе «Мивона» на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования» с.Оленек в течение 3 лет.

Новизна.

Программа «Мивона»даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах проектной деятельности, технического и декоративно -прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём

Дополнительные общеобразовательные программы, направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в форме проектной мастерской как модель – одна из перспективных организационных форм, содействующих развитию проектно-исследовательской деятельности школьников.Педагогическая цель: формирование и развитие исследовательских навыков учащихся, расширение и интегрирование знаний учащихся, вовлечение их в активную проектно-исследовательскую деятельность через организацию проектной мастерской.

Объектом исследования выступает обучение школьников приёмам исследовательской деятельности.

Предметом исследования является процесс формирования проектно-исследовательской деятельности через функционирование творческой мастерской.

Гипотеза проекта:если организовать проектную мастерскую,то можно сформировать  навыки проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях Арктики.

Особенность введения проектной мастерской как раз в том, что программа мастерской не транслируются детям сверху по типу единого государственного стандарта, однозначно определившего, что нужно знать школьнику, а предлагаются по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.

Проектная деятельность в школе охватывает все уровни.

В начальной школе (1-4 классы) проектная деятель­ность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проек­ты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные  проекты.

В основной школе (5-9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе да­ет возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.

Особенностью проектов на старшем уровне обра­зования (10-11 классы) является их исследовательский, при­кладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение меж­предметным проектам, проектам с социальной направленно­стью.

Проектная деятельность — инновационная, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Практическая значимость реализации проекта «Мивона»:

  • Многопрофильность мастерской позволит объединить детей с разными интересами и реализовать творческий потенциал в направлении научно-технического и художественного творчества на основе применения знаний по математике, физике, химии, информатике, филологии, изобразительному искусству, черчению, технологии, робототехнике, программированию и конструированию;
  • Повышение учебной мотивации школьников разных возрастов посредством интеграции учебной, внешкольной в условиях реализации ФГОС;
  • Разработка действующей и эффективной модели проектной мастерской позволитсистематизировать, обобщать и транслировать накопленный опыт образовательного учреждения на муниципальной, региональной, всероссийской уровнях и расширение внеурочного пространства посредством участия в конкурсах технической и художественной направленности;
  • Активизация механизмов взаимодействия с Вузами, образовательных организаций РС(Я) и РФ.

Цель проекта:

Реализация интеллектуально-творческого потенциала обучающихся в контексе ФГОС через развитие технологичной образовательной среды и создание проектной мастерской «Мивона» с целью успешной социализации школьников.

Для реализации цели сформулированы следующие задачи:

воспитывающие:

  • Создать проектную мастерскую «Мивона», основанной на организации массового научно-практического и художественного образования
  • воспитывать бережное отношение к историко-культурному наследию эвенков, родного села, своей семьи;
  • формирование ценностных отношений к своей малой родине;
  • воспитание бережного отношения к историческому, культурному и природному наследию родного края;
  • воспитывать толерантность, ответственность, самостоятельность, инициативность через занятия исследовательской деятельностью.

 развивающие:

  • развитие мотивации к изучению краеведческого материала;
  • развитие навыков самостоятельной работы с информационными источниками,   обработки данных исследования, их анализа;
  • развитие навыков работы с ИКТ-ресурсами;
  • развивать логическое мышление, интеллектуальные способности;
  • развивать установку на постоянное самообразование и саморазвитие;
  •  развивать уверенность в достижении цели, в себе и своих силах;

обучающие:

  • формирование специальных знаний и умений для осуществления исследовательской деятельности;
  • обучение технологии исследования;
  • формирование ИКТ – компетенций;
  • сформировать знания об историческом прошлом родного края, села, своей семьи;
  • сформировать информационную компетентность: умение находить, структурировать, обрабатывать информацию; умение работать с историческими источниками.

 Содержание программы.

См.Приложение №1.КТП ДООП «Мивона».

Формы работы:

— опросы, анкетирование, тестирование;

— консультации;

— олимпиады,  конкурсы, конференции исследовательских и проектных работ;

— праздники, библионочки, смотры, родительские мастер классы,  выставки, акции;

— публичная защита учебных проектов и исследований на различных уровнях;

— презентации.

Проект долгосрочный и  рассчитан на 3 года обучения. Место реализации проекта МБУ ДО ЦДОД.

Сроки проведения проекта: 2019 – 2022 учебный год.

Участники проекта:

  • обучающиеся МБОУ «Оленекская СОШ им.Х.М,Николаева» 1-11 кл. (38 человек);

Социальные партнеры проекта на 2017-2021 учебный год:

— родители обучающихся;

— инициативная группа  (Гоголева К.Е., Николаева Г.Д., Федорова М.С.);

— образовательные организации, центры конкурсных движений, дистанционные платформы;

  • Администрация школ, ЦДОД.

Критерий ожидаемых результатов проекта «Проектная мастерская «Мивона»»:

активность и результативность обучающихся класса в мероприятиях проекта.

— обязательное участие в мероприятиях  проекта каждого обучающегося;

— реализация успешности и рост достижений  каждого ребенка;

положительная динамика в уровнях внешней экспертной и общественной  оценки.

Основная часть.

Проект «Проектная мастерская» состоит из трех этапов: проектный, практический, заключительный (рефлексивный). Проект находится на стадии второго этапа практического выполнения.

Этапы проекта:

  1. Проектный этап

Создание инициативной группы из желающих родителей и обучающихся для реализации проекта. Анализ и оценка проблем и имеющихся ресурсов. Проведение диагностики  интеллектуальных, творческих способностей(тест Торренса) и диагностика на  выявление интересовмладших школьников. Заполнение карты интересов ребенка.

Установление связей с социальными партнерами проекта. Оформление плана мероприятий и знакомство обучающихся, родителей и педагогов с мероприятиями в рамках проекта. Создание банка новых методических материалов для организации мероприятий.

  1. Практический этап

Организация групп  обучающихся  в зависимости от интересов, склонностей к определенному виду деятельности и их интеллектуальных возможностей, привлечение родителей. На данном этапе идет запуск и координация мероприятий проекта.

  1. Заключительный (рефлексивный) этап (конец каждого учебного года)

Подведение итогов проекта проходит в конце каждого учебного года. Заполнение таблицы результативности участия каждого обучающегося класса. Обобщение и презентация результатов проектной деятельности.Определяются успехи и неудачи, цели на будущее,  намечаются  перспективы дальнейшего развития проекта.Информация и итоги реализации проекта  публикуются   на сайте ЦДОД.

Календарный план на 1 учебный год тема «Растения, плоды Оленекского национального эвенкийского района».

Календарно-тематический план 2 год обучения тема « Животный мир Оленекского национального эвенкийского района»

Календарно-тематический план 3 год обучения тема « Быт и традиции народа Оленекского национального эвенкийского района»

 

Время проведения и тема Содержание работы Задание на ближайший месяц
1. Сентябрь- октябрь

Тема

«Проблема, цель, тема проекта»

Обсуждение тем, выяснение проблем, постановка цели, предполагаемых проектных продуктов, уточнение тем проектов В течение месяца:

-оценить имеющиеся ресурсы, которые потребуются для работы;

-оценить каких ресурсов не хватает;

-обдумать, где и как будут найдены недостающие ресурсы;

-обдумать, какая им может потребоваться помощь;

-обдумать план работы над проектом;

-начать сбор информации по теме проекта.

2. Октябрь.

Тема

«Критерии оценивания проекта»

Ознакомление критериями и технологий критериального оценивания. Обсуждение формулировок, уточнение значения терминов Внесение предложений по формулировкам и «стоимости» критериев в технических баллах. Обсуждение текущей работы, осуществляемой в октябре. Продолжить начатую работу. Еще раз просмотреть критерии оценивания и в течение недели внести свои предложения своему руководителю.

 

 

 

 

 

 

3. Ноябрь.

Тема «Утверждение темы проекта, типа проекта, планы работы»

Утверждение окончательных формулировок тем проекта; обоснование проблем проектов; уточнение типов проектов. Ознакомление с окончательным вариантом критериев оценивания (раздаются на руки)

Планирование работы:

-какие будут решаться задачи на отдельных этапах;

— какие будут применяться способы работы;

-каковы сроки выполнения отдельных этапов;

-как ожидаемые промежуточные результаты отдельных этапов связаны с общей целью проекта и его конечным результатом. Отчет о начале сбора информации по теме проекта. Уточнение, какая нужна помощь, в работе.

Ознакомление с регламентом предзащиты проектов.

Продолжить сбор информации, начать проведение опытов, опросов, начать работу по созданию проектного продукта. Пользоваться критериями оценивания как инструкцией по работе.

Работа к предзащите проекта.

Схема предзащиты:

-обоснование темы проекта;

-формулирование проблемы проекта, указание цели проекта;

-описание проектного продукта;

-представление подробного плана работы.

Например.

Тема моего проекта «……»Я выбрал ее, потому что существует такая-то проблема. Цель моей работы… это будет способствовать решению проблемы проекта, потому что…Проблемным продуктом будет…., т.к. это так-то связано с целью моего проекта.

План моей работы:

-задачи что я делаю)

-способы работы (как я это делаю)

-сроки(когда я завершаю отдельные этапы работы)

-как решаемые задачи и выбранные способы работы связаны с целью моего проекта

4. Декабрь

Тема

«Итоги предзащиты проектов»

Обсуждение итогов предзащиты проектов, внесение корректировок в соответствии с рекомендациями, полученными на предзащитах..Отчет о сборе информации, проведении экспериментальной части, других мероприятий в рамках проектов, о работе над проектными продуктами. Выяснение возникших трудностей и возможностей их преодоления. Уточнение, какая нужна дополнительная помощь. Внести необходимые поправки в работу над проектом, если это было рекомендовано на предзащите. Следить за сохранением логической связи: проблема и тема проекта – цель и ожидаемый результат – задачи проекта и способы работы.

Изучение собранной информации, продолжение работы над созданием проектного продукта.

Пользоваться критериями оценивания как инструкцией по работе.

 

5. Январь.

Тема

«Работа над письменной частью работы (отчетом)»

Отчет о ходе работы. Обсуждение возникших проблем и способов их преодоления. Уточнение соблюдения плана и графика работы над проектом. Ознакомление с требованиями к письменной части проекта (отчету). Завершение работы с информацией, завершение экспериментальной части, завершение работы над проектным продуктом, начало работы над письменной частью проекта (отчетом).

Пользоваться критериями оценивания как инструкцией по работе.

 

 

 

 

6. Февраль.

Тема

«Письменная часть проекта (отчет)»

Подведение итогов работы  над информацией и экспериментальной частью, над проектным продуктом. Обсуждение хода работы над письменной частью проекта с опорой на критерии оценивания, Ознакомление с рекомендациями по проведению защиты проекта и презентации проектного продукта. Завершение работы над письменной частью работы. Подготовка к защите проекта. Репетиция защиты и оценивание всей работы с помощью критериев.
7. Март.

Тема

«Подведение итогов защиты (отчет)»

Ознакомление участников с индивидуальными результатами защиты проектов. Обсуждение плюсов и минусов работы каждого члена мастерской с опорой на критерии. Подведение итогов проектного цикла. Выдвижение кандидатов на участие в  конкурсе проектов от мастерской. Осмысление результатов работы, обдумывание планов на следующий год, внесение предложений. Подготовка к школьному конкурсу проекта.

 

 

Риски

  1. Недостаточная оснащенность материально-технической базы школы.
  2. Активизация инновационной деятельности учащихся.
  3. Проблема вовлечения родителей в инновационно- исследовательскую деятельность.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Создание и эффективное функционирование проектной мастерской «Мивона».
  • Вовлечение обучающихся в активную творческую научно- техическую продуктивную деятельность за счет расширения и оптимизации деятельности кружков проектной мастерской «Мивона»: арт-моделирование, роботехника, компьютерная графика и 3Д
  • Количественный рост показателей достижений учащихсч в мероприятиях различного уровня.
  • Трансляция накопленного опыта ОУ на муниципальном и региональном уровне в рамках создаваемой проектной мастерской
  • Разработка комплекта программ и методическихрекомендаций по реализации инновационного проекта.
  • Реализация на практике «Дорожной карты» по эффективной реализации комплекса мероприятий мастерской «Мивона».
  • Реализация совместных мероприятий с ГАНОУ РС(Я) РРЦ «Юные якутяне», ВУЗами и образовательными учреждениями РС(Я) и РФ

Заключение.

Результатом реализации проекта «Мивона» (2 год обучения) является 100% участие обучающихся групп в конкурсах, конференциях,  олимпиадах, мероприятиях познавательного характера, проектной и исследовательской деятельности на различных уровнях. Каждый ребенок находит своё пространство для реализации своего потенциала.

В мероприятиях классного и школьного уровня участвуют 100% обучающихся. Конференции и олимпиады, конкурсы  городского уровня (очные) – 21% обучающихся;  регионального уровня – 26%;  конкурсы и олимпиады из списка рекомендованные МО РФ – 89%; другие Всероссийские конференции,  конкурсы, олимпиады, соревнования – 79% обучающихся.

Результативность обучающихся реализации  проекта «Мивона» представлена в анализе работы ЦДОД.

Результаты.

Формирование метапредметных результатов в ходе проектной деятельности

Основные этапы проектной деятельности Метапредметные результаты

(ФГОС ООО)

Выбор темы проекта, анализ проблемы, постановка цели исследования. М1: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
Обсуждение возможных вариантов организации исследования, сравнение предполагаемых стратегий и выбор способов исследования проблемы. М2: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
М3: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
Составление плана работы, распределение обязанностей М9: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение на основе согласования позиций и учета интересов.
 Сбор и изучение информации. М6: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,  строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы
М8: смысловое чтение
М11: формирование и развитие ИКТ-компетентности.
Определение способа представления продукта проектной деятельности и требований к продукту. М 7: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
М11: формирование ИКТ-компетентности
 Выполнение исследования. М 4: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения
М 5: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в процессе учебной и познавательной деятельности.
Представление результатов проекта М 10: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной  речью;
М 11: формирование ИКТ-компетентности.
 Анализ результатов проведенного исследования М 3: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Выводы:

— создание организационно-педагогических условий для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся обеспечивают активность обучающихся;

—  позволяют выявить условия и определить группы детей;

—  спланировать различные виды деятельности;

—  определить и организовать социальных партнеров;

— дают возможность 100% участия обучающихся в ключевых делах проекта.

Результаты олимпиад, конференций и конкурсов исследовательских и проектных работ  помогут в формировании портфолио  обучающихся.   В ходе проекта обучающиеся приобретут умения, которые пригодятся им в дальнейшей жизни и будут способствовать социальной адаптации.

 

Список литературы для детей:

  1. Плешаков А.А. Атлас – определитель «От Земли до неба»
  2. http://school-collection.edu.ru
  3. Красная книга Саратовской области.
  4. Аппликационные работы в начальных классах. Просвещение.2000.

 

Список литературы для родителей:

  1. http://school-collection.edu.ru
  2. На древней земле Урэн-Хосуна. Народные мастерицы Оленекского улуса.

 

Список литературы для педагогов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
  2. Социальная сеть работников образования

 

 

 

 

 

Дата обновления страницы: 24.03.2022

Тел. доверия для детей, подростков и их родителей: 88002000122